Prof. William Zadorsky
Ukrainian State
University of Chemical Engineering
zadorsky@mail.com
ecofond@gmail.com
http://arwsd.lujo.com/
www.zadorsky.lujo.com
www.invest.ho.ua
Уже 17 лет Украина переживает
непрерывную полосу кризисов — политических, социальных, финансовых,
экологических... Некоторые из них сменяют друг друга, некоторые, к примеру,
экологический, стали непрерывными. Особенность нынешнего кризиса в том, что
впервые он является глобальным, обнажившим все системные пороки одновременно во
всех сферах жизни страны. Поэтому выход из него является особенно непростым и
нескорым. В то же время все больше специалистов отмечает: любой, даже самый
разрушительный кризис, а тем более глобальный, несет в себе созидательное
начало. После него возврат к периоду стагнации невозможен. Должны появиться
какие-то качественно новые решения, произойти революционное обновление
кризисной сферы. Вопрос только в том, как и на какой основе? Сумеет ли
издерганная коррупцией, склоками, болтовней, бездельем страна получить импульс
для развития и перейти от
многолетних эмоциональных выяснений отношений в стиле "ты меня уважаешь?” к
поиску выхода из кризиса, который пока никак не найдут ни в Раде, ни в Кабмине, ни в
Администрации Президента.
Наши, не очень перегруженные образованием и интеллектом (дипломы не в счет) субъекты власти,
вряд ли
знают, что одной из наиболее
эффективных формой работы с
отстающими (это наиболее точный термин
для всех нас!) в школе всегда была работа над ошибками. Отставшая чуть ли не от всех стран мира Украина должна поработать над ошибками, прежде всего,
со своими лидерами, неважно, к какой
ветви власти они относятся. В этом
убеждают уже и первые шаги новой
власти - хотя бы выступление на отставкоправительственном заседании Рады Н.Азарова, где он пообещал,
что власть сначала разработает "хороший
и правильный ” бюджет, а
потом через несколько месяцев
разработает программу развития страны.
Любому мало - мальски грамотному
студенту ясно, что надо делать все с точностью до наоборот. Бюджет, как и
смету, и бизнес - план по любому проекту, можно делать только тогда, когда есть программа, проект. И никак не наоборот. Это –
азбука проектного менеджмента и называется она – системный анализ.
На те же грабли наступила и
новоназначенная первый заместитель главы Администрации Президента Ирина
Акимова, когда во время выступления в эфире одного из ведущих телеканалов
назвала три главных направления проведения экономических реформ в Украине в
течении первого года работы Президента Виктора Януковича. По ее словам, первое направление – это оздоровление
бюджетной политики, принятие Госбюджета
на 2010 год и инвентаризация средств, находящихся в государственной казне,
второе направление – это восстановление доверия к финансовой системе, возврат к
сотрудничеству с Международным валютным фондом, решение проблем с выдачей
депозитов банками. И, наконец, названо в
качестве главных направлений проведения реформ – восстановление нормального инвестиционного климата. Нетрудно
заметить, что в качестве главных направлений реформ названы не стратегические задачи, а
тактические приемы решения пока, к сожалению, неопределенных стратегических целей. Вновь телега – впереди лошади. Понятно, что правильно
сформулированная когда-нибудь
стратегия развития Украины
потребует совершенно другой тактики ее реализации.
Ниже попытка
конструктивной работы над нашими (не только власти!) ошибками:
Ошибка N1. Игнорирование
Украиной Концепции устойчивого развития.
Благодаря научно-техническому
прогрессу в XX веке улучшение экономической ситуации в большинстве стран мира
превратилось в устойчивую тенденцию. Это создало условия для значительного
повышения уровня жизни, а население планеты увеличилось почти в четыре раза. Но
какой ценой удалось этого достичь? Обратной стороной экономического развития
стало повсеместное опустошение природных ресурсов и глобальное загрязнение
окружающей среды. Сегодня, в период глобального финансово-экономического
кризиса, объемы промышленного производства значительно сократились и
экологическая ситуация несколько улучшилась. Хотя до качественной окружающей
среды, конечно, еще далеко. Но спад производства дестабилизировал экономики
стран. Вслед за экономическими проблемами потянулись социальные. Как привести в
соответствие экономические, социальные и экологические факторы? Как достичь
равновесия между человеком, производством и окружающей средой? Большинство
стран мира нашло ответ на эти вопросы, разработав и внедрив программы
устойчивого развития на уровне государств, регионов и городов. Еще на
международной Стокгольмской конференции ООН в 1972 г, а затем в 1980 г. по
инициативе Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) была разработана Всемирная
стратегия сохранения природы, и концепция устойчивого развития получила широкую
огласку. Были определены основные условия устойчивого развития:
Постепенная смена нынешних технологий более чистыми и менее энерго- и
ресурсоемкими.
Замена невозобновляемых видов сырья возобновляемыми.
Снижение темпов прироста численности населения.
Увеличение производительности труда (что приведет к повышению качества
жизни).
Усиление роли надгосударственного регулирования и управления (через ООН
и ее организации), а также государственного руководства и управления, которые
обеспечат реализацию перечисленных выше целей и условий на основе смещения
центра тяжести от частных (в основном, эгоистических) интересов к общественным.
Концепция устойчивого развития
( далее КУР) имеет три составляющие: экологическую, экономическую и социальную.
Недооценка какой-либо из них может привести к перекосу. К примеру, активное
развитие экономики страны, при слабом развитии экологического и социального
направлений, ведет к нарушению устойчивого развития. Ведь, невозможно
обеспечить улучшение условий жизни, если наращивание мощностей экономики не
будет сопровождаться уменьшением техногенных нагрузок на человека и решением
социальных проблем в жизни общества. Суть КУР - одновременное решение всех трех
задач устойчивого развития, т.е. рост экономики при одновременном улучшении
экологической обстановки и решении социальных вопросов.
Украина принимала участие в
Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.). Там
главы 178 государств (и Украины в том числе) подписали Декларацию об устойчивом
развитии, в которой определены основные принципы развития экономики в балансе с
окружающей средой и социальной сферой. Позже, в 1999 году, Верховная Рада
Украины приняла еще один международный документ в этой сфере ("Конвенция о
доступе общественности к информации, принятию решений и правосудию по вопросам,
касающимся охраны окружающей среды"). К сожалению, всё это так и осталось
на бумаге и не ускорило создание Национальной концепции устойчивого развития
Украины, которой в Украине все еще нет.
На сегодняшний день, ни одна из более 100 наших партий, ни один из
кандидатов в Президенты Украины серьезно не рассматривали эту концепцию как
перспективное направление развития страны. Но сформировать концепцию
устойчивого развития в Украине на уровне страны и регионов необходимо! В конце
концов, это важный шаг на пути вхождения страны в Европейское сообщество, куда
мы так зачем-то стремимся.
Чем вызвано такое упорное
неприятие КУР нашей страной. Попробую
предложить несколько нестандартное объяснение. На мой взгляд, все дело в том, что КУР
с самого ее появления предложила систему количественных параметров,
индексов устойчивости развития. Сейчас они
определяются на всех
иерархических уровнях – для государств, вступающих в ЕС, или
собирающихся это сделать, для любых
межгосударственных контрактов в рамках ЕС, для целевых государственных и
межгосударственных программ, для проектов.
Только после их определения принимаются решения о целесообразности
стимулирования, инвестирования, поддержки того или иного проекта. Эта система никак не вяжется с тотальной коррупцией в нашей стране на всех ее иерархических уровнях ибо устраняет, или, по
крайней мере, ограничивает влияние властных структур на выбор решения. Таким образом, лица, принимающие решения
о принятии КУР для Украины, на ставшие
уже обычными сакраментальные
вопросы "де мій інтерес” и "що я
з цього буду мати” получают
отрицательные ответы. Готов биться об
заклад, что именно в этом причина столь долгой волокиты с появлением КУР в
Украине.
Более 10 лет я представлял нашу страну в научной программе
НАТО по чистым технологиям, в которой участвовали примерно 30 стран (интересно,
знают ли об этой программе и о моем представительстве в ней в нашей стране). В
рамках этой программы мне пришлось многократно делать научные
и ненаучные доклады по проблемам
экологизации производства и устойчивого развития на симпозиумах
в различных странах мира. Но меня
не терпели бы в научной программе НАТО столь долго, если бы
я ограничивался общими концепциями,
идеями, лозунгами. От меня с первого дня
требовали не только это, но и "tools
and methods", т.е. средства и методы, раскрыть
"кухню" для реализации моих
концепций, технологий, идей,
Совершенно не обязательно, чтобы они
были реализованными. Важно, чтобы они были РЕАЛЬНЫМИ, обоснованными,
конструктивными.
Ничего здесь принципиально
нового нет. Это обычный системный подход, который у военных людей давно
вылился в разумное сочетание стратегии
с тактическими приемами ее
реализации. Итак, суть моего предложения - перейти от ничем не подкрепленных обещаний, деклараций и лозунгов к
четкому определению национальных приоритетов КУР для Украины
(параллельное решение блоков
экономических, социальных и экологических задач) и определению тактики реализации этой
стратегии.
К сожалению, очень актуальная
в кризисной обстановке концепция устойчивого развития пока недостаточно
используется в Украине. Об этом свидетельствуют хотя бы недавние примеры
игнорирования концепции устойчивого развития в Приднепровском регионе: сжигание
тысяч тонн лузги подсолнечника в центре города на предприятии "Олейна”;
использование автомобильного топлива,
"обогащенного” отходами коксохимпрозводств; утилизация баллистических ракет
непосредственно в Днепропетровске и Павлограде; строительство в
непосредственной близости к жилым массивам уже нескольких очередей производства
свинцовых аккумуляторов и др.
Но будем надеяться, что наш регион исправит ошибки в дальнейшем, когда КУР будет принята как перспективное направление
развития страны. И мы сделаем этот важный
шаг на пути вхождения страны в Европейское сообщество.
Не претендуя на истину в
последней инстанции, мы попытались учесть
украинские реалии и
сформулировать основные тактические приемы, средства и методы
реализации КУР в нашей стране. Это:
Экономический блок: Инновационное развитие Украины за счет
преобразования среднего и малого бизнеса в технологический бизнес с
инновационным наполнением.
Экологический блок: Программа
экологизации производства и
агропромышленного комплекса, многократно обсужденная и одобренная в процессе
моей работы в упомянутой Программе НАТО.
Социальный блок: Программа адаптации и реабилитации человека к
техногенным нагрузкам ("Программа выживания"). Программа экологии жилища.
Все приведенные выше
программы являются плодами конструктивной деятельности ученых,
специалистов, просто творческих людей
Приднепровья и не ориентированы
на бюджетное финансирование, а, прежде всего,
на использование рыночных
механизмов реализации.
Что же необходимо для того,
чтобы Украина уже в ближайшее время перешла на рельсы устойчивого развития? В
первую очередь необходимо учитывать принципы КУР в процессе рыночных
преобразований в сфере производства. Для этого нужно активизировать
экономические и политические рычаги стимулирования развития среднего и малого
бизнеса, создать благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций,
обеспечить развитие системы повышения профессионального уровня специалистов в
области современных методов менеджмента на основе информационных технологий.
Необходимо также создать систему сервисного обслуживания, консалтинга,
тренингов, экспертизы, аудита в области развития среднего и малого бизнеса.
Можно назвать наиболее важные
направления преобразований:
• Экологизация производства;
• Адаптация и реабилитация населения к техногенным перегрузкам;
• Использование новых технологий.
Рассмотрим эти направления более детально.
Экологизация производства.
Экологизацию производства необходимо рассматривать как систему. Система состоит
из взаимосвязанных составляющих, которые подчиняются одна другой. К примеру,
прежде чем определять методы переработки промышленных отходов, необходимо
рассмотреть вопрос экологизации мест возникновения этих отходов. Если применить
на производстве механизмы, с помощью которых количество выбросов уменьшится, то
затраты времени и средств на дальнейшую
переработку последних также значительно снизятся.
Прежде чем определить порядок
осуществления экологизации производства, необходимо собрать и проанализировать
всю информацию о нем. Так как производство состоит из определенных
составляющих, подчиненных и связанных между собой, нужно выявить эти составляющие
с точки зрения влияния на окружающую среду. Например, производство – цех –
установка - аппарат. Нужно выбрать
методы воздействия на производственную систему на ее лимитирующих, определяющих
уровнях. В Украине распространены глобальные очистные сооружения. Это значит,
они применяются для нейтрализации и утилизации сразу всего разнообразия вредных
выбросов после их смешения. В развитых странах совсем другой подход. Там
практикуется очистка не выбросов "вообще", а их локальное обезвреживание,
которое производится как можно ближе к источнику их образования. Как показал
мировой опыт, такая локальная очистка гораздо более эффективна. Это
перспективное направление экологизации, особенно в сочетании с идеей
безотходного производства.
Конечно, одни только очистные
мероприятия не дадут должного результата. Необходимо заменять технологии
производства более современными, при которых количество вредных отходов
минимизировано. А улучшение технологий производства напрямую связано с заменой
оборудования на новое. В Украине этот вопрос сейчас стоит довольно остро. В то
же время, технология и оборудование должны обладать достаточным уровнем
гибкости. Производству нужно обеспечить возможность работы с учетом возможных
изменений, так как постоянно изменяются требования к качеству продукции, к
уровню выбросов и другие условия.
Кроме указанных, существует
еще много других методов, но указанные методы наиболее просты в применении и
актуальны для нашей страны. Затем необходимо провести технико-экономический
анализ выбранных направлений и методов экологизации и сделать выбор
эколого-экономически оправданного варианта экологизации.
Адаптация и реабилитация
населения к техногенным перегрузкам.
Стратегия устойчивого развития включает в себя программу выживания населения
в условиях техногенных нагрузок. Иначе просто бессмысленно говорить об
устойчивом развитии государства за счет параллельного решения блоков экономических, социальных и
экологических задач. Даже если вдруг политика экологизации станет господствующей
в Украине, невозможно быстро решить задачу обеспечения выживания населения.
Слишком велик в пределах жизни одного или даже нескольких поколений ущерб,
нанесенный техногенной деятельностью человека его среде обитания. Поэтому, для
обеспечения выживания человека концепцию экологизации производства следует
сочетать с двумя другими: адаптацией человека к условиям жизни в экологически
неблагоприятных условиях и применением систем жизнеобеспечения человека в среде
его обитания.
Адаптация человека предполагает разработку и реализацию методов
профилактики и реабилитации населения, основанных на современных достижениях
науки. А также объединение усилий в сферах науки, техники, образования и
управления в условиях ухудшающейся экологической обстановки в Украине. Основными
направлениями ее реализации можно назвать такие:
• Организация системы экологического просвещения и образования
населения, особенно в экологически напряженных регионах.
• Выполнение научных исследований по созданию средств экологической
защиты - необходимы препараты для повышения иммунитета, очищения и
восстановления организма человека. Нужно разработать технологии и оборудование
для производства таких препаратов, методики их применения.
• Выполнение научных исследований по систематизации известных и
созданию новых немедикаментозных методов адаптации человека к техногенным
воздействиям. Необходимо найти способы повышения иммунитета и снижения факторов
риска у населения, которое подвергается воздействию вредного производства, в
том числе людей, проживающих в районах повышенной загрязненности, а также
профессионально связанных с вредными факторами.
• Создание промышленного производства препаратов преимущественно на
базе сырьевых источников Украины.
Применение систем
жизнеобеспечения человека предполагает создание локальных систем для защиты человека от экологически неблагоприятной среды обитания.
Уже сейчас учеными и специалистами Украины разработана достаточно эффективная
техника очистки питьевой воды. Малогабаритные установки очистки воды, а также
воздуха и продуктов питания от токсичных веществ должны прийти в каждую семью
уже сегодня, так как решение глобальных задач экологизации производства - дело
не одного десятилетия.
Использование новых
технологий.
Вряд ли мы
решим эту задачу собственными силами и Запад нам за просто так не поможет. К сожалению, наша страна на
сегодня не готова к приходу иностранных инвестиций. У нас пока нет отлаженной
схемы работы на рынке инвестиций, недостаточно подготовленных специалистов, нет
четких инвестиционных программ. Специалисты государственных предприятий и
предприниматели зачастую просто не готовы к работе в новых условиях. Причинами
этого являются: языковой барьер; недостаточный уровень знаний менеджмента,
маркетинга, информационных и компьютерных технологий; отсутствие серьезной
работы по пропаганде инвестиционной привлекательности наших предприятий в
международных информационных источниках; слабое развитие и использование в
сфере бизнеса современных информационных технологий.
Серьезное отставание развития
предпринимательства в нашей стране является следствием отсутствия у
исполнительной власти действенных рычагов влияния для стимулирования развития
малого и среднего бизнеса по рыночным законам. С другой стороны, это результат
неготовности большинства предпринимателей к работе на рынке инвестиций с
использованием современных информационных технологий, к инновационному наполнению бизнеса. Создание сети
технологических бизнес-инкубаторов могло бы помочь исправить положение. В
задачи таких заведений входил бы вывод инженеров и ученых Украины на мировой
рынок интеллектуальной продукции путем трансферта технологий и создания рынка новых разработок; предоставление помощи
инженерам и ученым в поиске партнеров, инвесторов, спонсоров для
коммерциализации разработок. Кроме того, в таких «инкубаторах» осуществлялась
бы бизнес-экспертиза, консалтинг, аудит и менеджмент по подготовке объектов
инвестиций.
Общепринятыми в мире и новыми
для нашей страны являются механизмы реализации концепции устойчивого развития
на основе интеграции среднего и малого бизнеса с инновационным (основанным на
новых технологиях) бизнесом. Это приводит к появлению принципиально нового
атакующего технологического бизнеса. Во многих странах он стал основным
фактором выхода из кризисной ситуации. При этом интеллектуальная собственность
становится товаром на рынке. Защита, охрана интеллектуальной собственности
становится не самоцелью, а средством коммерциализации, приоритетной в рыночной
экономике. А атакующие менеджмент и маркетинг становятся основой современной
стратегии коммерциализации интеллектуального товара.
Возможный порядок организации
атакующего технологического бизнеса:
1. Создание информационного поля о проекте и предприятии.
2. Поиск потенциальных партнеров и инвесторов с использованием
оригинальных и эффективных поисковых систем и методик.
3. Бизнес планирование (оплачивает инвестор).
4. Привлечение денежных и иных ресурсов, управление проектом.
Весь этот набор средств и
методов преобразования производственной
сферы путем превращения
коммерческого среднего и малого бизнеса в инновационный технологический бизнес не
является досужей выдумкой. Этот путь выбрало большинство стран мира и уже успешно
выходят из кризиса и преодолевают его
последствия.
Продолжение статьи >>>
Джерело: http://technobiz.org/public/280-porabotaem-nad-oshibkami-vmzadorskij.html |